Синдром самозванца - это субъективное внутреннее препятствие. Оно активируется тогда, когда мы начинаем делать что-то важное для себя.
Наверняка у вас нет синдрома самозванца в простой деятельности, допустим, в мытье полов. Все умеют мыть полы.
Вот и большая часть граждан, жителей России уверены, что они хорошие психологи. Но мы - хорошие психологи, в этом не уверены. Парадоксально. Почему? Потому что для нас это важная деятельность, у нас сердце туда стремится, душа наша к ней лежит, ценности наши раскрываются в этой деятельности и поэтому нам хочется сделать её хорошо, качественно. Мы принимаем ответственность за то, чтобы делать эту деятельность хорошо. Поэтому у нас активируется синдром самозванца внутри.
Исключительно субъективное препятствие. И его суть – это неуверенность в собственном профессионализме. И как будто бы здесь замкнутый круг получается, потому что, сколько профессионализм не повышай, а консультировать не получается. И скорее всего, среди ваших коллег есть такие, кто много учится , но не начинает работать. Или имеют 1-3х клиентов и всё время бесконечно чему-то учатся.
В таком случае получается, что обучение как защита, вместо того, чтобы переживать вот эту неуверенность в себе, в собственном профессионализме, мы учимся, осваиваем всё новые и новые методы, техники, приёмы, изучаем теории, читаем книги. Это всё надо делать. Но не вместо того, чтобы проживать свои собственные эмоции.
Я уверен, что каждый из нас иногда не уверен в собственном профессионализме, а иногда уверен. И собственно наша задача сделать так, чтобы мы были чаще уверены, чем не уверены, чтобы в тот момент, когда мы рассказываем о себе, мы были уверены в себе.
Как выглядит синдром самозванца? Что у нас в голове звучит, когда вы думаете, что вам чего-то не хватает?
Кто я такая, чтобы …
говорить, что я психолог
приглашать к себе клиентов
брать деньги с клиентов
выступать на конференциях
вести мастер-классы на 30 человек, как это делает Олег Михеев
Уменя тоже есть этот синдром самозванца. Я, перед тем как работать над этим мастер-классом, его тщательно исследовал, описал. Да, у меня тоже есть сомнения - кто я такой, чтобы вам рассказывать о синдроме самозванца, у меня же он тоже есть. Всё, замкнутый круг.
«Могу ли я работать с темой отношений, если я в разводе?», - спрашивает меня коллега буквально вчера. Да, конечно, можете. Потому что у вас есть опыт до отношений, есть опыт во время отношений, есть опыт после отношений. Если вы не убились после развода, если вы живёте и живёте хорошо, это хороший опыт, который может помочь клиенту.
То есть «кто я такая, чтобы …» у каждого может быть своё. Если мужчина, то «кто я такой».
Я недостаточно умна
Я недостаточно образована
У меня недостаточно практики для того, чтобы приглашать клиентов
У меня недостаточно знаний
Знаете, сколько в психологии сейчас существует подходов, методов, психотерапевтических направлений? Огромное количество.
Если их более 800, это же невозможно всё исследовать, всё изучить. Сколько бы мы не изучали, всё время появляются новые.
Это основано на том, чтобы на новой идее выделится. Мы выделяемся для того, чтобы показать, что вот я автор метода. Также в последнее время люди создают собственное направление для маркетинга. Раньше создавались направления на основе других взглядов.
Вот был Фрейд, потом у него были ученики Юнг и Адлер. Сначала они как будто бы разделяли мнение Фрейда, а потом что-то добавили, создали свои направления и так далее. Сколько людей, столько взглядов на процесс психотерапии.
Я это рассказываю к тому, чтобы показать, что можно так посмотреть на себя, что знаний всегда недостаточно.
И здесь мы приходим к ещё одной характерной черте синдрома самозванца - это очень высокая планка. Мы ставим себе какую-то высокую планку, которую очень сложно достичь. И здесь чувствуется запах каких-то защит, какой-то организации личности, которая очень популярна сейчас.
Уж не нарциссизм ли это, когда мы ставим очень высокую планку, до которой невозможно добраться и потом себя всячески корим, унижаем.
У меня недостаточно клиентов - поэтому я могу быть какой-то не такой психолог.
У меня недостаточно своей терапии с личным терапевтом - поэтому можем туда направлять свои действия.
У меня мало часов в дипломе. Как только появились агрегаторы, у нас стало недостаточно часов в дипломе или какого-то образования. Я когда эту тему понял года три назад, я создал глубокую программу для тех, кто у меня учится, где даю диплом на 1500 часов, чтобы уж никто не подкопался.
У меня недостаточно сертификатов. Замечали за собой или за коллегами, что мы охотимся на сертификаты? И мы обшиваем стены офиса, личного кабинета на каких-то сайтах этими сертификатами.
Хорошая вещь, когда мы не защищаемся сертификатом от своих чувств, от своего страха, от своего стыда.
У меня недостаточно подписчиков, постов, лайков. Это новая тема. Вы можете писать хорошие тексты, гениально пересказывать понятным языком непонятного Фрейда или ещё кого-нибудь, но подписчиков у нас 20-40-60-80. Из анализа каналов коллег, в среднем подписчиков около 100. И это тоже роняет нашу самооценку. Хотя с чего бы вдруг? А много подписчиков у тех, кто даёт платную рекламу. Это очень просто и люди, которые не понимают этих механизмов, расстраиваются.
Хотя никакого отношения к нашему профессионализму всё перечисленное не имеет вообще. Профессионализм - это когда мы сидим с клиентом на сессии и помогаем ему. Когда мы включаем в себе эту профессиональную позицию, когда мы все свои знания и навыки используем для клиента. Это профессионализм и есть.
И есть исследование, согласно которому эффективность работы начинающих и опытных психологов примерно одинакова. Представляете? То есть от того, сколько мы лет работаем, тоже никаких гарантий нет, ничего не даёт.
Поэтому профессионализм - это просто наша способность быть для клиента, использовать все свои навыки для клиента в тот момент, когда он пришёл. А потом нам нужно выходить из сессии и делать что-то из той же самой профессиональной позиции для того, чтобы клиенты к нам приходили.
И поэтому я взялся за маркетинг психологии, потому что я вижу, что есть прекрасные психологи, но поскольку у них не выстроена система продвижения, про них никто не знает. А есть ужасные психологи, но поскольку у них выстроена система продвижения, они у всех не слуху, к ним идут клиенты.
Я хочу немного исправить это безобразие, чтобы клиенты шли к хорошим психологам, но для этого нам нужно понять, что мы хорошие психологи.